Давайте подробно разберем две основные классификации моторных масел: SAE (вязкостная) и API (качественная и по типу двигателя). Из статьи вы узнаете, что означает масло Sn, как отличить масло для бензиновых и дизельных двигателей, как понять вязкость масла по маркировке.
Классификация моторных масел по SAE (Society of Automotive Engineers)
Это международная классификация, которая описывает вязкостно-температурные свойства масла. Проще говоря, она отвечает на вопрос: Насколько густым или жидким является масло при разных температурах?
Классификация SAE делится на три типа:
✅ Всесезонные масла (самые распространенные)
Обозначаются двойным числом через дефис, например, 5W-30, 0W-20, 10W-40.
Первая цифра (с буквой "W" - Winter, зима) — характеризует поведение масла на холодную (при низких температурах). Чем меньше эта цифра, тем ниже температура, при которой масло остается достаточно жидким для запуска двигателя. Например, масло 0W-40 обеспечит легкий пуск при -35°C, а 15W-40 — только при -20°C.
Параметры: проворачиваемость двигателя стартером и прокачиваемость масла насосом.
Вторая цифра — характеризует вязкость масла при рабочей температуре (~100°C). Чем выше эта цифра, тем "гуще" масло при высоких температурах и тем прочнее масляная пленка, защищающая детали. Например, для спортивных двигателей часто используют масла с высокой высокотемпературной вязкостью (например, 5W-50).
Пример расшифровки SAE 5W-30:
- 5W — масло обеспечивает холодный пуск при температуре до -30°C - -35°C.
- 30 — кинематическая вязкость при 100°C находится в определенном диапазоне, соответствующем этому классу. Подходит для большинства современных двигателей.
✅ Зимние масла
Обозначаются одним числом с буквой "W": 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Сейчас практически не используются как отдельный продукт.
✅ Летние масла
Обозначаются одним числом: 20, 30, 40, 50, 60. Чем выше число, тем выше вязкость при высоких температурах.
Главный вывод по SAE: Выбирайте вязкость, строго рекомендованную производителем вашего автомобиля в руководстве по эксплуатации. Неправильная вязкость может привести к повышенному расходу топлива, износу или даже поломке двигателя.
Классификация моторных масел по API (American Petroleum Institute)
Это классификация, которая определяет качество, эксплуатационные свойства и категорию применения масла. Она отвечает на вопросы: Для какого типа двигателя подходит это масло? Какого оно качества?
Обозначение состоит из двух букв.
Первая буква — тип двигателя:
- S (Service/Spark) — для бензиновых двигателей.
- C (Commercial/Compression) — для дизельных двигателей.
Вторая буква — уровень качества и год принятия стандарта. Чем дальше эта буква находится в алфавите, тем современнее и качественнее масло.
Категории для бензиновых двигателей (S)
Категории идут в алфавитном порядке. Устаревшие категории (SA, SB, ..., SH) больше не используются.
- SJ — для двигателей до 2001 года.
- SL — для двигателей 2001-2004 гг.
- SM — для двигателей 2004-2010 гг.
- SN — для двигателей 2010-2018 гг. Имеет улучшенную защиту от износа, совместимость с системами уплотнений и улучшенную стойкость к образованию отложений.
- SP — действующий высший стандарт (введен в 2020 году). Предлагает: Улучшенную защиту от износа, снижение риска преждевременного воспламенения на обедненной смеси (LSPI), улучшенную защиту от образования шлама и нагара, повышенную топливную экономичность, совместимость с турбированными двигателями и системами старт-стоп.
Категории для дизельных двигателей (C)
- CK-4 — действующий стандарт для быстро оборотистых дизелей (2017 г.). Улучшенная защита от окисления, вспенивания и потери вязкости.
- CJ-4 — для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF), выпущенных после 2007-2009 гг.
- CI-4 — для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR), выпущенных после 2002 г.
- (Устаревшие: CH-4, CG-4, CF-4, CF, CE, CD, CC).
Универсальные масла
Часто масло подходит и для бензиновых, и для дизельных двигателей. В этом случае на этикетке указываются обе категории, например: API SP/CK-4.
Главный вывод по API: Всегда выбирайте масло с категорией, как минимум равной или выше той, что рекомендована производителем вашего авто. Использование масла с более низким классом API категорически запрещено.
Классификация моторных масел на этикетке
На канистре вы увидите надписи: SAE 5W-30 и API SP. Это значит, что масло всесезонное с вязкостью 5W-30 и высшего качества для бензиновых двигателей по стандарту на 2020 год.
Заключение
В завершении нужно отметить, что классификация моторных масел по API и SAE не единственная. Существуют и другие важные спецификации производителей, например, ILSAC для азиатских авто, ACEA для европейских, а также допуски VW, Mercedes-Benz, BMW и т.д., на которые также стоит обращать внимание.
Похожие статьи
Доработка сайта – что входит в услу...
Существуют услуги по доработке сайта. Почему и как доработка сайта поможет ...
Путь к гармонии: как школа тхэквонд...
Школа тхэквондо – место, где дети и взрослые могут найти что-то полезное дл...
Военный психолог: Переподготовка на...
Психологическая подготовка военнослужащих — это основная роль военного псих...
Что обсуждают на форуме социальной ...
Форум социальной инженерии позволяет решать проблемы связанные с маркетинго...
Этические границы и проблемы реклам...
Конфиденциальность данных, манипулятивное убеждение и размывание границ час...
Каким должен быть правильный турист...
Правильный туристический рюкзак — это тот, о котором вы забываете на ходу, ...